ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. МОСКВЫ
"ШКОЛА №1125"


МУЗЕЙ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА ШКОЛЫ № 1125
Главная
История создания
Положение о музее
Экспонаты
Книга Памяти
Экскурсии
План работы
Мероприятия
Встречи с ветеранами
Участие в конкурсах
Поисковая работа
Положение
О музее Защитника Отечества
государственного образовательного учреждения
Средней общеобразовательной школы № 1125
Департамента образования города Москвы

1. Общие положения

1.1. Музей Защитника Отечества школы – структурное подразделение, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации» и настоящим положением.

1.3. Музей организован в целях:

  • гражданско – патриотического воспитания обучающихся;
  • расширения образовательного пространства, совершенствования
  • обучения средствами дополнительного образования;
  • формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
  • развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;
  • развития социальной активности и творческой инициативы
  • обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов, связанных с тематикой музея, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
  • овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
  • активного освоения обучающимися историко – культурной среды;
  • развития детского и молодежного самоуправления.

1.4. Профиль музея - военно-исторический.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом практической деятельности, областью науки или искусства, а также с историей, интересами и задачами каждого конкретного образовательного учреждения.

2.2. Профиль музея может быть: краеведческим (природа, история и культура родного края), историческим (военно-историческим, археологическим, этнографическим, истории конкретного объекта или явления, школы, населенного пункта и др.), естественнонаучным (географическим, геологическим, зоологическим, ботаническим, экологическим и др.),литературным, художественным, музыкальным, театральным, педагогическим, культурологическим, научно-техническим, сельскохозяйственным, спортивным, мемориальным, детского творчества, международных связей, комплексным

2.3. Комплектование музейных фондов – базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и описанию музейных предметов.

2.4. Предмет музейного значения – движимый памятник природы, истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

2.5. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).

2.6. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.7. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

2.8. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.9. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

3. Организация музея.

3.1. Музей создан на основе коллекции картин Заслуженного художника России Н.Г. Петрова, предметов краеведческой деятельности, документов и фотографий, предоставленных сотрудниками, учащимися, родителями школы, ветеранами, выпускниками школы.

3.2. Музей создан приказом директора школы. Деятельность музея регламентируется настоящим Положением, составленным на основе Примерного положения и утвержден директором образовательного учреждения.

3.3. Условием для открытия музея является:
- наличие музейного актива;
- наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в инвентарной книге (книге поступлений);
- наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создания выставок и экспозиций.

4. Функции и основные направления деятельности.

4.1. Основными функциями музея являются:
- создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности государственного образовательного учреждения музейными средствами и методами;
- организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;
- осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;
- документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;
- постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;
- освоение обучающимися культурно-исторического пространства Москвы и Подмосковья.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:
- комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;
- экспозиционно-выставочная работа;
- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов.

5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.

5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формой хранения. (Приложение 1).

5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования (Приложение 2).

5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге) (Приложение3). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов храниться постоянно в образовательном учреждении.

5.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в Инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет (Приложение 4).

5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно-вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т. п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.

5.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.

5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель государственного образовательного учреждения.

5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертизы органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.

5.12. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждение решается руководителем образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.

6. Содержание работы.

6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с конкретными образовательно-воспитательными задачами ГОУ СОШ № 1125.

6.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности – комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

6.3. Координацию организационно-методической деятельности музеев осуществляет Совет музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.

6.4. Методическое обеспечение работы музеев различных профилей осуществляют:
- ГОУ Московская городская станция юных туристов – исторический (помимо военной истории), естественнонаучный, научно-технический, спортивный, мемориальный, детского творчества, комплексный профили;
- Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования Москвы и Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов учреждений профессионального образования – военно-исторический профиль;
- ГОУ высшего профессионального образования Московский гуманитарный педагогический институт – краеведческий профиль и история педагогики;
- ГОУ высшего профессионального образования Московский институт открытого образования, Центр «Этносфера» - культурологический (литература, музыка, изобразительное искусство, театр), этнографический профили, культуры мира и международных связей.

6.5. В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:
- систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;
- создание и совершенствование стационарных композиций, организацию тематических выставок, как в самом ГОУ, так и за его пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;
- презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;
- образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа;
- освоение природной и историко-культурной окружающей среды обучающимися своего образовательного учреждения путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Москве, ближнему и дальнему Подмосковью, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;
- популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;
- организацию систематического обучения основам теории и практики музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в ГОУ.

7. Руководство деятельностью музея.

7.1. Ответственность за деятельность музея несет руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя ГОУ.

7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности.

7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, специалистов профильных для данного музея наук, музееведов и т.п.

7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете ГОУ не реже одного раза в год.

8. Учет и регистрация музеев.

8.1. Вновь созданные музеи ГОУ подлежат учету и регистрации после их открытия.

8.2. Функции по учету и регистрации музеев образовательных учреждений, контролю за качеством их работы возлагаются на ГОУ Московская городская станция юных туристов.

8.3. Все музеи государственных образовательных учреждений один раз в пять лет проходят перерегистрацию.

8.4. Основные требования к музею:
- наличие приказа государственного образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя музея;
-наличие соответствующего помещения, располагающего приспособленным для хранения и экспонирования музейных предметов оборудованием;
- наличие программы развития музея;
- подготовленные и соответствующим образом оформленные экспозиции;
- систематически работающий музейный актив из числа обучающихся, родителей, педагогов, общественности;
- программа деятельности Музея, соответствующая задачам ГОУ.

8.5. Для регистрации или перерегистрации Музея ГОУ представляет в ГОУ МосГорСЮТур пакет документов, состоящий из:
-. Анкеты Музея ГОУ системы Департамента образования города Москвы (Приложение № 5).
-. Программы развития Музея.
-. Тематической структуры музейной экспозиции.
-. Справки – отчета о работе Музея. Представляется ежегодно всеми зарегистрированными музеями (приложение 6).
-. Фотографий, отражающих экспозицию Музея и его работу.

8.6. При регистрации Музея ему выдается номерной сертификат, утвержденный заместителем руководителя Департамента образования города Москвы.

8.7. В целях повышения эффективности функционирования музея государственного образовательного учреждения в штатные расписания государственных образовательных учреждений вводятся должности: педагог-организатор (руководитель музея) и документовед (специалист по работе с фондами) с учетом особенностей функционирования музея в каждом конкретном случае.

8.8. Использование выделенных штатных единиц по другому назначению не допускается.

9. Прекращение деятельности Музея.

9.1. Вопрос о прекращении деятельности Музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем ГОУ по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы.

9.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в Музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы.

9.3.Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

9.4. Копии документации о прекращении деятельности Музея должны быть переданы в рабочую группу ГОУ МосГорСЮТур, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.


Есть в нашей школе комната такая,
Куда, входя, вдруг замолкают дети,
Их сердце бьется в такт лихих столетий,
Историю Отечества листая.

Здесь каски проржавевшие и гильзы,
Здесь ордена на старых гимнастерках,
Здесь письма с фронта - да, для нас, потомков
От тех, кто в братской той лежит могиле.

А рядом лица сорванцов вчерашних
В беретах краповых, с отличия значками
Они свои странички написали
В истории российской так отважно!

Музей Защитника Отечества.
Входите.
Здесь ждут вас всех.
С почтеньем все примите.

            Полякова И.В., учитель математики и ИЗО

На главную
.
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz